Положение о работе с одарёнными детьми в ДОУ

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол №1 от 31.08.2021

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МАДОУ ПГО
«Детский сад № 63»
____________О.А. Коростелёва
Приказ от 31.08.2021 №138/Д

Положение
о работе с одарёнными детьми
в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении
Полевского городского округа «Детский сад №63 комбинированного вида».
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми в ДОУ (далее – Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями на 16 апреля 2022 года (ст.77),
постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления
детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития» с
изменениями на 18 сентября 2021 года, а также Уставом и другими нормативными правовыми
актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения Полевского городского округа
«Детский сад №63 комбинированного вида» (далее- ДОУ).
1.2. Данное Положение определяет содержание работы с одаренными воспитанниками,
способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка, в том числе и ребенка с
ОВЗ и инвалидностью, (далее - одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению,
самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни,
а также созданию условий для одаренных воспитанников, имеющих особо выдающиеся
достижения в разных областях и сферах жизнедеятельности. Работа с одаренными детьми
ориентирована на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и
коммуникативных способностей.
1.3. Актуальность настоящего Положения заключается в необходимости поддержки прав
одаренных детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности. Одним из
результатов реализации работы с одаренными воспитанниками в ДОУ является увеличение
участия талантливых детей в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
1.4. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в
одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
1.5. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют:
 более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к обучению, творческие возможности проявления;
 доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность;
 испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
1.6. Целью работы с одаренными воспитанниками является создание комплекса условий и
средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития
1

имеющегося потенциала детей путем объединения усилий педагогов, родителей, руководителей
ДОУ.
1.7. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
 выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение
типов одаренности воспитанников;
 составление индивидуальных маршрутов одаренных воспитанников;
 работа воспитателей по индивидуальным маршрутам;
 использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных особенностей
детей;
 отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,
инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в образовательной и
свободной деятельности детей;
 организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей;
 поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты.
1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным маршрутам и планам на
текущий учебный год.
1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах.
2. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации
2.1. В основу работы с одаренными воспитанниками входят следующие принципы:
 принцип расширения образовательного пространства;
 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
 принцип развивающего обучения;
 принцип опережающего обучения;
 принцип комфортности в любой деятельности;
 принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей
воспитанников;
 принцип добровольности;
 принцип создания ситуации успеха и уверенности.
2.2. Участниками реализации данного Положения являются:
 администрация дошкольного образовательного учреждения (заведующий, заместитель
заведующего, старший воспитатель);
 воспитатели;
 специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре);
 воспитанники;
 родители (законные представители) воспитанников.
2.3. Формы проведения мониторинга реализации данного Положения:
 конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д. (в
соответствии с планом работы);
 проектная деятельность воспитанников, совместно с воспитателями и родителями
(законными представителями);
 творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми;
 тематический контроль (в соответствии с годовым планом работы ДОУ).
2.4. Формы мониторинга работы с одаренными детьми в детском саду:
Формы
Периодичность
Конкурсы, выставки, викторины, турниры,
По годовому плану
интеллектуальные марафоны и т.д.
Проектная деятельность воспитанников
По годовому плану
совместно с воспитателями и родителями
2

(законными представителями)
Творческие отчеты воспитателей из опыта
работы с одаренными детьми
Тематический контроль

1 раз в год, итоговый педсовет
По годовому плану

3. Основные направления работы ДОУ по выявлению, поддержке и сопровождению
одарённых воспитанников
3.1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее
выявление и отслеживание развития одаренных воспитанников:
 создание условий для выявления одаренных воспитанников через непрерывную систему
конкурсных мероприятий для воспитанников разного возраста;
 создание информационных данных по одаренным воспитанникам;
 мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в социуме.
3.2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках системы
образования в ДОУ для работы с одаренными воспитанниками:
 организация
конкурсов, олимпиад, фестивалей и др. между дошкольными
образовательными учреждениями;
 создание профессионального сообщества педагогов, работающих с одаренными
воспитанниками;
 активное использование интернет-технологий в организации работы с одаренными
воспитанниками;
 развитие проектной деятельности воспитанников;
 подготовке материалов для сайта ДОУ;
 привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми.
3.3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одарённых воспитанников:
 проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, работающих с
одарёнными воспитанниками;
 создание условий для проявления способностей, одарённости, таланта (детских
объединений, форм массовой работы и др.).
3.4. Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с одаренными
воспитанниками: организация мастер-классов, тематических семинаров и других форм по
распространению опыта сопровождения развития одаренного ребенка.
3.5. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:
 создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через индивидуальное
образование;
 организация в ДОУ дополнительного образования;
 организация проектной деятельности с воспитанниками;
 организация и участие воспитанников в конкурсном и фестивальном движении.
3.6. Работа с родителями (законными представителями) одаренных детей:
 совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (законных
представителей);
 поддержка и поощрение родителей (законных представителей) одаренных детей в ДОУ.
3.7. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников:
 педагогические консультации для родителей (законных представителей) и педагогов;
 помощь педагогам в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для
одаренных воспитанников;
 проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных на развитие их
личности, социально-психологическую адаптацию.
3.8. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью мониторинга:
 тематические конкурсы, фестивали, выставки;
3

проведение сравнительного анализа результатов участия одаренных воспитанников в
конкурсах.
3.9. Система стимулирования воспитанников и педагогических сотрудников, работающих с
одаренными детьми:
 для педагогов: награждение денежными премиями, благодарностями, грамотами, участие
в творческих конкурсах профессионального мастерства, размещением информации об
успехах и достижениях воспитанников на сайте ДОУ и интернет;
 одаренные дети: награждение благодарственными письмами, почетным грамотами,
награждение подарками, размещением фотографий на стенде внутри дошкольного
образовательного учреждения, обеспечение участия в конкурсах, соревнованиях
различного уровня, размещение информации об успехах и достижениях на сайте ДОУ.
3.10. Привлечение социальных партнеров к поддержке одаренных детей:
 взаимодействие с родительской общественностью;
 взаимодействие
с организациями дополнительного образования, спортивными
сооружениями, управлением культуры ПГО и др..


4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными воспитанниками
4.1. Работа с одарёнными воспитанниками начинается с 1 сентября текущего года и
заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности в ДОУ.
4.2. Формы работы с одарёнными воспитанниками:
 конкурсы – выставки детского творчества различной тематики;
 музыкальные праздники, досуги;
 спортивные соревнования;
 викторины, интеллектуальные игры и др.
4.3. В функциональные обязанности заведующего дошкольным образовательным учреждением
входит:
 планирование в годовом плане работы детского сада отдельного раздела по работе с
одарёнными детьми и контроль за его выполнением воспитанниками в образовательной
деятельности;
 материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными
воспитанниками.
4.2. Функции заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе:
 регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с отбором и
планирование в годовом плане работы ДОУ мероприятий по работе с одаренными
детьми и осуществление контроля его выполнения участниками образовательной
деятельности;
 регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанные с реализацией
данного Положения организация и проведение семинаров по работе с одарёнными
детьми;
 подбор диагностических материалов по выявлению одаренных воспитанников;
 помощь в разработке индивидуальных маршрутов для одарённых детей;
 сбор информационных данных по одарённым детям;
 оформление нормативной документации;
 планирование, участие в организации смотров конкурсов, выставок, турниров,
интеллектуальных марафонов и т. п.
4.3. Функции старшего воспитателя:
 планирование в годовом плане работы ДОУ отдельных мероприятий по работе с
одаренными воспитанниками и осуществление контроля его выполнения участниками
образовательной деятельности;
 регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с реализацией
данного Положения;
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4256

4

 руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с одаренными
воспитанниками;
 организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными
воспитанниками;
 координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми;
 помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых
воспитанников;
 сбор информационных данных по одарённым детям;
 подбор диагностических материалов для выявления одарённых воспитанников;
 сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы
по данной проблеме;
 подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными воспитанниками;
 определение критериев эффективности работы;
 оформление материалов по работе с одарёнными воспитанниками на стенде в
методическом кабинете;
 размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и педагогов на
сайте ДОУ.
4.4. Функции педагогов:
 выявление одаренных воспитанников;
 мониторинг
развития одаренных воспитанников производится через анализ
результативности участия в мероприятиях (конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д.),
наблюдение педагогов за воспитанниками в образовательной деятельности и
анкетирование родителей (законных представителей) и педагогов;
 корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными
воспитанниками, включение заданий повышенной сложности, творческого,
исследовательского уровней;
 организация индивидуальной работы с одаренными воспитанниками;
 подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам;
 оформление своего опыта работы с одаренными воспитанниками в виде творческого
отчета для предъявления на Педсовете;
 создание картотеки материалов повышенного уровня сложности;
 консультирование родителей (законных представителей) одаренных воспитанников по
вопросам развития способности их детей.
4.5. Функции узких специалистов:
 выявление одаренных детей;
 заполнение индивидуальных образовательных маршрутов одаренных детей (сводной
таблицы по видам (областям) одаренности воспитанников), используя данные своих
диагностик и наблюдений, педагогов, родителей (законных представителей);
 планирование работы с учетом реализации способностей одаренными воспитанниками;
 предоставление необходимой информации заведующему, ответственному за работу с
одаренными воспитанниками.
5. Направления работы с одарёнными воспитанниками
5.1. Работа с воспитанниками:
 работа с одарёнными воспитанниками проводится в форме дополнительных занятий,
участия в конкурсах, концертах, выставках, праздниках, создания продуктов детского
творчества, викторин, спортивных соревнований;
 работа с воспитанниками, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными
считаются дифференцированные и развивающих технологии, использование
исследовательского и проектного метода, нетрадиционных техник, творческих заданий.
5

5.2. Работа с кадрами:
 повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными
детьми;
 работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных (педсоветов,
семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в микрогруппах),
индивидуальных (творческих отчетов, консультаций).
5.3. Работа с родителями (законными представителями):
 работа с родителями (законными представителями) одарённых воспитанников
проводится в форме консультаций, бесед, отчётных мероприятий, наглядной
информации по данному направлению, анкетирования, совместного участия в конкурсах;
 за данное направление ответственность несут заместитель заведующего по учебновоспитательной работе, воспитатели.
Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4256

6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными воспитанниками в ДОУ является локальным,
нормативным актом, утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего ДОУ.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

6

Приложение

Индивидуальный образовательный маршрут
для воспитанника с признаками одаренностина 20__/20__ учебный год

Основные сведения о ребенке

Фамилия
Имя
Дата рождения
Адрес
Основания для создания индивидуального маршрута:

Реализация индивидуальных способностей ребенка: __________________________
(указать каких)
________________________________________________________________________
Наличие достижений (перечислить):
________________________________________________________________________
Социальная характеристика семьи.
Мать –
Отец –
Степень участия в воспитании –
Условия проживания, условия быта –
7

Запрос родителей
_______________________________________________________________________

Возможные риски
__________________________________________________________________________________
____

Группа сопровождения

Родители:

Педагоги:

Тьютор сопровождения ИОМ
________________________________________________________________________

I Целевой раздел

Принципы реализации индивидуального образовательного маршрута
• Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели,
содержание и методы воспитания и обучения должны способствовать не только усвоению
знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств
воспитанника.
• Принцип индивидуализации. Он состоит в том, что цели, содержание, процесс обучения
должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности
ребёнка.
• Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие
содержания образования, методов воспитания и обучения специфическим особенностям
одаренного воспитанника на разных возрастных этапах.
8

• Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического ифизического развития.
• Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

Долгосрочная цель сопровождения
Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах деятельности. Повышение
самооценки, уверенности в своих силах.

Основная цель на текущий период в направлении развития на 20___ /20___уч.год:
Дальнейшее развитие творческих способностей ребенка.
1.
Разработать совместно с семьей план психолого-педагогического сопровождения
для выявления перспектив развития способностей одаренного ребенка на период с _____
по______.
2.
Активизировать интеллектуальные и творческие способности ребенка;
3.
Поддерживать высокую познавательную активность ребенка;
4.
Поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения.
Задачи:
 Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для
возможных перспектив в развитии способностей мальчика и поддержки его сильных
сторон личности.
 Развивать творческие способности ребёнка в художественной деятельности.
 Повысить самооценку, уверенность в себе.
Краткая характеристика ребенка
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Ожидаемый результат:
К концу года ребёнок должен уметь:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Используемые технологии и методики.
Педагогический мониторинг.
- Определение «проблемных» и «успешных» зон развития - диагностическое обследование;
9

- Построение маршрута с ориентированием на зону актуального развития ребёнка;
- Подбор методик, определение методов и приёмов работы;
- Подбор индивидуальных заданий;
- Связь с родителями и педагогами;
- Корректировка задач, методов работы с ребёнком.
- Итоговая диагностика.
Формы работы с одаренными детьми:
- подгрупповые занятия,
- творческие задания;
- работа по индивидуальным маршрутам;
- участие в мероприятиях ДОУ, города, очных и дистанционных конкурсах.
II Содержательный раздел

Содержание работы

Форма

Сроки

работы

1.Диагностический этап
Диагностика развития
Наблюдения Тесты

Ответственный

Педагоги

Диагностики
2. Информационный этап
Информирование о
Индивидуальные
результатах
беседы, консультации
диагностических
исследований
Психолого-педагогическое
просвещение родителей и
воспитателей:

консультация

Педагоги

Педагогпсихолог

1. «Создание
портфолио успеха
ребенка с признаками
одаренности».
2. «Таланты разные
нужны, способности нам семинар-практикум
все важны. Поддержка и
развитие одаренного
ребенка».

10

3. Подготовительный этап
Создание условий для
развития способностей:

Педагоги

- наполнение предметноразвивающей среды;
- разработка
дидактического материала,
обогащение центров
материалами и пособиями;

Совместная
деятельность

- организация участия в
конкурсах и др.
мероприятиях
Оформление и пополнение
портфолио

Педагоги

Создание индивидуальных
условий для развития
способностей ребенка в
домашних условиях

Родители

4. Развивающий этап
Работа по индивидуальному
календарно-тематическому Развивающая
плану
деятельность

Участие в мероприятиях,
конкурсах, проектной
деятельности

Педагоги

Творческая

Воспитанник в
сопровождении
педагога

мастерская

Поддержание интереса
11

ребёнка, поощрение.
Психолого– педагогическое
просвещение родителей:
«Одаренный малыш или как
Беседы, консультации
развить в ребенке талант».

Педагогпсихолог

«Как научить ребенка
общаться без конфликтов»
Работа с Портфолио успеха.

Все участники
образовательных
отношений

Содержание сопровождения по образовательной области…..
Перспективное планированиеиндивидуальной работы
Месяц

Организационнопедагогические условия
(формы, способы,
методы, приемы,
средства)

Цель

Применение детского
творчества

Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Использование ресурсов учреждений дополнительного образования
(привлечение специалистов центров и учреждений дополнительного образования)

12

Учреждение

Наименование кружка (секции, студии)

III Организационный раздел

Учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения

Направление
работы

Кол-во занятий
в неделю

Количество
занятий (часов)
в год

Педагогическое
сопровождение

1 занятие в
неделю

36 занятий
Индивидуальные
(учебных часов) в
занятия
год

Психологическое
сопровождение

По мере необходимости

Форма
проведения

Ф.И.О. педагога

Индивидуальные
занятия

Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Срок проведения и ответственный

Ознакомление родителей с
результатами первичнойи
итоговой диагностикой

Индивидуальные беседы

Сентябрь, май

Корректировка ИОМ

Воспитатели

Проведение консультаций
по освоению ООП
дошкольного образования и Тематические встречи
вовлечение в совместную
Родительские собрания
образовательную
деятельность с детьми

13

В течение года
Воспитатели, педагог-психолог,
инструктор по физической культуре,
музыкальный руководитель, старший
воспитатель

В течение года
Создание условий для
социализации детей в
обществе

Психолого-педагогическое
просвещение родителей

Организация праздников и
досугов, посещение
дополнительных
образовательных услуг

Консультации

Воспитатели
Родители

Педагог-психолог

Рекомендации родителям:
_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Мониторинг индивидуального развития совместно с родителями
Оценка педагогом
Освоение образовательной
области

Ответственны
Сентябрь
й

Показатели оценивания и условные обозначения:
14

Май

Оценка родителями
Сентябрь Май

1 – отсутствие динамики
2 – волноообразная динамика
3 – выраженная положительная динамика
4 – значительная положительная динамика
Вывод по итогам
сопровождения_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_________________________________________
Старший воспитатель: ___________________
Воспитатели: ___________________
___________________
Педагог-психолог: ___________________
Музыкальный руководитель: ___________________
Инструктор по физической культуре: __________________
С результатами работы за ______/_____учебный год ознакомлен.

Родитель:
___________________ (___________________________________)

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».